Автор: Лола Давидян

Я завариваю мате. В компании этот напиток традиционно пьется по принципу «первая заварка-вождю, тому, кого ты считаешь старше, и «старше»  в данном случае — это не отметка в паспорте. 

Ди Умарова, Лола Давидян в Тайланде

Протягиваю калебас Дильшоде.

Ди, почему я смотрю сейчас на эту стену и вижу на ней полотно с изображением индийской богини Кали, а чуть поворачиваю голову, и тут на символе шанти , обозначающем  в восточных культурах «мир и покой» висит перуанский ловец снов. И ты, при всей преданности твоему виду спорта, набиваешь себе татуировку не в виде , положим, японского иероглифа, а в виде изображения богини Дурги верхом на тигре. При этом ты с легкостью можешь включить латиноамериканские ритмы и буквально перевоплотиться в жительницу Карибских островов, у которой в крови любовь к сальсе, кизомбе и бачате. А после жизнерадостных танцев  прийти домой и приготовить блюда киргизской или лезгинской кухни. Откуда  в тебе этот сумасшедший мультикультурализм, какое-то умение свести друг с другом те самые параллельные прямые, у которых с пересечением туго. Как в Дильшоде Умаровой уживается философия кайдзен, горы Кавказа, боги индуизма и ритмы доминиканской бачаты?

И почему мате, а не зеленый матча чай? с улыбкой добавляю вслед.

— Ок, меткое наблюдение, но давай по порядку. Ты спрашиваешь, откуда это все? Наверно, большую роль играет тот факт, что  изначально я представляю две разные культуры. Сочетание разных кровей дало такую гремучую смесь, а впоследствии и повлияло на умение принимать и любить  мир со всем его многообразием. Насчет татуировок в мире карате  – да, действительно, большинство набивает себе карпов, шинзен, ичигеки и разную символику, связанную с японской философией. Но у меня немного другая история.  Помню, после первой тренировки  Макс сравнил меня с Кали. Я тогда ничего не знала об этой культуре, просто спросила его «кто это»?

Сенсей показал мне рисунок разъярённой женщины, черной, танцующей на Шиве. Он сказал: «Она черная, она абсолютная женщина, она мать, она та, которая дарует  жизнь и та, которая забирает». Я думаю, сенсей каким-то образом почувствовал, что по энергетике именно  эта богиня была близка мне. Кали-это мощнейшая сила и на самом деле  индусы ей поклоняются как великой Матери, но это очень крутой образ, когда я стала анализировать его, я поняла, что это Абсолют и  предел. И я не могу сказать, что чувствую такое в себе. Я могу перевоплотиться в Кали, во время боя, например, но в обычной жизни я выбираю Дургу, она мне ближе. Она — одна из ипостасей Кали, ее предшественница. Дурга-воительница, женщина с духом и характером, она борется против несправедливости, защищает народ, в ней есть мир. Вообще-то,  по преданию, ей поклоняются воины перед битвой, и она дает им защиту. В некотором смысле она меня отражает как женщину и воина. Вот такая история.

— А кто для тебя  тигр, с кем Дурга  Ди  выходит на бой? — спрашиваю у  нее. За окном моросит дождь. В квартире пахнет индийскими благовониями. Ди делает глоток мате и отвечает после секундной паузы.

— Тигр – это ее помощник , он дает ей силу, перемещает ее, это ее опора, можно сказать, что это определенная мужская энергия рядом с ней, и для меня олицетворение этого тигра — это Макс Дедик.

— В додзе-кун говорится «мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний». А что представляет собой эта сила? Это некая абстрактная субстанция или совершенно определенный набор качеств, что есть сила для тебя, где ее источник?

— Знаешь, это наверно довольно глубокое понятие. Мне нравится  такая  ассоциация — устойчивость,  умение сохранять позицию, в голове вертится, помнишь, я тебе рассказывала, когда мы были в лагере, сенсей сказал «сильный — это не тот, кто проявляет усилие, это тот, кто способен  поглотить негативную энергию, трансформировать  ее и несмотря ни на что, взамен отдать людям  добро. Это очень сложно, но к этому можно стремиться, я так думаю. Для меня сила это никак не гора мышц или физическое здоровье, я больше связываю это с внутренним состоянием духа.

— Продолжи фразу «моя сила со мной, пока…

— Моя сила со мной, пока я верю в это.  Пока есть вера. Непобедимость в тебе самом.

Некоторое время мы молча созерцаем  небо в окне четырнадцатого этажа. На  балконе  развеваются  разноцветные  флажки. Я помечаю про себя, что это молитвенные флажки, встречающиеся в основном в Тибете и Гималаях. Считается, что ветер развевает их и озвучивает мантры. Это приносит счастье и удачу.

Я размышляю над следующим вопросом. В команде Mad Max  Dojo часто звучит фраза «будь настоящим». Be real. Я, по сути, не задаю вопрос, просто вспоминаю то, что  часто слышала, в том числе и от Ди.Амазонка Ди Умарова

— Да, именно, будь настоящим, то есть следуй своей первозданной природе. Будь искренним с самим собой, будь честен с близкими, все, что ты делаешь, делай от всего сердца. В этом плане мне очень повезло с командой, в которой я работаю и тренируюсь. В Mad Max Dojo не приходят просто так. К нам приходят и остаются. Тем более сейчас, когда мы открыли свой зал, у нас появилась полноценная возможность делиться нашей философией с теми, кто  готов разделить с нами путь воина.

— Ок, тогда спасибо, что ты настоящая сейчас. И спасибо, что мы с тобой не скатились к банальному «вопрос-ответ». Дождь прекратился.

Стопка книг у кровати.

Что читаешь?

— Сейчас читаю книгу, которую ты мне подарила, «Квантовый воин» Джона Кехо. Только начала читать, но есть определенные идеи, которые нравятся. Я заметила, что когда читаю ее, погружаюсь в процесс,  и она каким-то образом питает меня, я рассказывала про силу, так вот, есть разные источники силы, и для меня один из них — чтение.

Могу рассказать про некоторые книги, которые  на меня повлияли. Касаемо каратэ и воинских искусств, одной из них  была книга  Ёсикава Эйдзи про Миямото Мусаси. Эта книга перевернула мое отношение к миру каратэ, и я поняла, насколько серьезен путь воина.

«Хагакурэ — книга самурая».  Это, конечно, тоже стоит упомянуть. Это книга о стратегии, правилах поведения самураев и в целом, это хорошее пособие для любого, кто хочет проникнуться культурой Японии.

Другие книги, которые приходят на ум это  «Поток» Михая Чиксентмихайи, «Алхимик» Паоло Коэльо — книга, научившая меня прислушиваться к себе и своим внутренним ощущениям. «Психология соревнующегося спортсмена» Роберта М. Найдиффера — эта книга помогла мне подготовиться к чемпионату Америки и увидеть себя со стороны. Она полезна и для тренеров, и для спортсменов, особенно, если спортсмен такого склада как я, то есть очень эмоциональный, сверхтребовательный, идеалист.

Как я сказала, книги меня питают и успокаивают, если говорить  об источниках энергии в целом, расскажу про  место силы – Серебряный бор. Он неподалеку от моего дома, я хожу туда по утрам, заряжаюсь там энергией, стою в столбах, практикую йогу, бегаю и просто любуюсь природой. Это место, где я прихожу в гармонию с собой, можно сказать, я обретаю там внутреннее шанти.

Танцы. Ритмы барабана. Матепитие в хорошей  компании. Путешествия. Любовь. Мужчины. Медитация. Музыка — вот моя свободная ассоциация как ответ на твое наблюдение о том, где искать источник энергии.

Мы с Ди допиваем мате, в термосе уже нет воды. Я думаю, что этот разговор я назвала бы «обо всем понемножку и немножко про карате». Про тактику, соперниц, цели, кубки — ее всегда могут спросить другие.

— Ди, скажи о себе в пяти словах.

— Женщина. Воин. Друг. Дурга. Ди.

— А что там с матча чаем? — я широко улыбаюсь.

— Ну, Лола, я его просто не люблю. Понимаешь, не обязательно быть 14 лет в киокушине, иметь черный пояс 2 дан, всем сердцем любить Японию и при этом любить матча чай, суши и аниме. Не мыслите стереотипами. Будьте свободнее.

 

Сентябрь, 2015